Бизнес-Персонал

+7 (982) 450 61 10
+7 (917) 730 29 66

Консультации, диагностика, анализ, решения и внедрение бизнес-процессов управления персоналом и оптимизации деятельности организации

Мотивация

От лат. movere — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности... и так далее... Все это можно прочитать на других интернет ресурсах, здесь же я хочу разместить практическое руководство как разработать у себя в компании эффективную систему мотивации.

Во-первых необходимо понимать, что любая система мотивации потребует от Вас затрат ресурсов таких как деньги или время, абсолютно «бесплатной» мотивации я не встречал, она бывает, но лишь в индивидуальных случаях и зависит исключительно от внутренних мотивов человека. Вот эти-то мотивы мы и должны пробудить в людях!
Ниже я покажу весь спектр действий которые можно предпринять, чтобы разбудить в людях мотивацию, позволяющую привлечь и удержать их в Вашей компании и подвигнуть к высокоэффективному труду на ее благо. Выбор же необходимых инструментов зависит исключительно от потребностей и возможностей Вашей компании.
Еще раз повторю, что любая мотивация потребует затрат, но удельные затраты на одного человека могут быть небольшими. Например Вы мотивируете весь коллектив (1000 человек) Положением о Доске Почета, в результате по итогам года на Доску Почета попадают 10 человек и получают по 10 тыс.рублей. Опустим административные расходы на управление этим процессов, материальные же составят 100 рублей на человека в год! Согласитесь немного, поэтому ее назовем низкобюджетной мотивацей. Так же в мотивацию на привлечение в компанию людей попадает вообще вся аудитория которую Вы задействуете, это может быть и весь город и регион где находится Ваша компания и здесь расходы составят реально копейки, даже меньше, на человека, вот такую мотивацию можно назвать нематериальной. 

Инструменты мотивации

Итак, выделим, что бы навести порядок с инструментами мотивации, в зависимости от затрат три типа мотивации: 

 Motivatciya

Постоянная часть оплаты труда инструмент обязательный, но тем не менее здесь важно сосредоточиться на его прозрачности и понятности.

Теперь в зависимости от потребностей и возможностей Вашей компании можно выбрать наиболее приоритетные инструменты мотивации.
Среди представленных инструментов имеются такие, без которых заинтересовать человека вообще невозможно, например постоянная часть оплаты труда, и здесь, чтобы повысить эффективность данного инструмента, необходимо обратить внимание на его понятность, прозрачность для сотрудников.
Как видно, в реализации инструментов должна принимать участие не только служба управления персоналом компании, но и служба PR, ОТиПБ, социальных отношений (профсоюз), АХО, непосредственные руководители на местах – практически все службы компании.
Отдельно хотелось бы выделить «Приверженность», на первый взгляд не важный критерий, но именно он позволяет достичь долгосрочной мотивации людей, значимых успехов компании в целом и может «заставить» работать людей «за идею» при необходимости (например, в моменты кризиса компании или невозможности конкурировать с другими компаниями по материальной мотивации).

Организация процесса управления мотивацией

Если в Вашей организации три и более уровней управления (считая, что руководитель компании это уровень №1), необходимо определить центры мотивации. Например, по горизонтали центры мотивации могут быть: первый на уровне руководителя компании, второй на уровне главных специалистов / заместителей руководителя компании и третий на уровне начальников цехов. Вертикально в рамках каждого центра мотивации выделяются функциональные направления. Таким образом, горизонтально производится мотивация руководителей и подразделений центров мотивации, вертикально – подразделения и непосредственно персонал. Такая организация работы позволит равномерно распределить нагрузку по внедрению и реализации инструментов мотивации, повысить их объективность и эффективность и поднять статус руководителей среднего звена. Графически это может выглядеть так:

12 Urovni motivacii

Порядок разработки системы мотивации

Примерный порядок разработки системы мотивации можно представить в виде схемы:

12 Poryadok motivacii

Заключение

Система мотивации не является статической. Ее цели и задачи меняются одновременно с целями и задачами компании. Любая, даже самая совершенная, система мотивации со временем теряет свою эффективность и в лучшем случае становится бесполезной, а в худшем — мешает работе и развитию предприятия. Поэтому система мотивации должна постоянно совершенствоваться и развиваться. Кроме того, необходимо помнить, что внедрение системы мотивации и повышение эффективности труда может стать катализатором других положительных изменений в компании.